вторник, 15 декабря 2009 г.

Всем привет! Прошу всех обратить внимание на очень интересную тему!

Подростковая тревожность.
Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Этот интерес отражается в научных исследованиях, где данная проблема занимает центральное положение, и анализируется в психологическом и во многих других аспектах. Исследование психических состояний тревожности человека является актуальной проблемой современной психической науки. Решению проблем и вопросов, связанных с изучением уровней тревожности, посвящены работы как зарубежных, так и отечественных психологов.
В отечественной психолого-педагогической литературе можно выделить несколько подходов в понимании тревожности. Некоторые исследователи рассматривают тревожность преимущественно в рамках стрессовой ситуации, как временное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее, в трудных, угрожающих, необычных условиях. В.С. Мерлин и его ученики считают тревожность свойством темперамента. В их исследованиях получены статистически достоверные коррекции между показателями тревожности и основными свойствами нервной системы слабостью, инертностью[9]. Ряд ученых рассматривают тревожность как социально-обусловленное свойство личности. Так Н.В. Имедадзе называет тревожность специфически социализированной эмоцией на основании исследования, показывающего, что уровень тревожности надежно коррелирует с социалистическим статусом[11].
По снижению тревожности и её преодолению работали многие психологи. Так например, Е.И. Рогов разработал коррекционную работу с учащимися испытывающими так называемую открытую тревогу[3]. А. М. Прихожан разработала методы и приёмы психокоррекционной работы с тревожными детьми[4]. М.И. Чистякова разработала упражнения на релаксацию, которые описала в своей книге «Психогимнастика»[13]. В целом можно сказать, что проблемы тревожности изучаются многими учёными, которые освещают данную проблему с разных аспектов. Тревожность - очень широко распространённый феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также, является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности.
Тревожность в подростковом возрасте может стать личностной особенностью. Среди негативных переживаний она занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности
деятельности, к трудностям в общении. Ребенок с повышенной тревожностью впоследствии может столкнутся с различными соматическими заболеваниями. Естественно, что работа по профилактике подростковой тревожности связанной с учебной деятельностью, должна проводиться, прежде всего, преподавателями, учителями и родителями и начинаться с первого дня пребывания обучающегося в учебном заведении. Чрезвычайно важным в этой связи исследователи считают коррекцию ожиданий родителей по отношению к учебной деятельности своего ребёнка, поскольку, как показали специальные исследования, именно повышение ожиданий родителей- основной источник тревожности подростков. С одной стороны психические состояния тревожности выступают в качестве важнейшего фактора субъективного определяющего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения и познания, оказывают существенное влияние на эффективность и качество различных видов трудовой деятельности.
Подростковая тревожность очень интересная и мало изученная тема. В настоящее время кризиса детям всё сложнее справиться с внешними и внутриличностными проблемами. Тема тревожности в современной психологии недостаточно разработана. Ещё меньше изучены методы её снижения. Поэтому особенно актуален вопрос о способах работы психолога с тревожными подростками. Особенно важна проблема изучения состояний и уровней тревожности применительно к учебной деятельности и процессу воспитания, где понимание психических состояний и управление ими в процессе познания и общения являются одной из существенных сторон деятельности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий